» » Традиционные хлеба у разных народов. Обрядовые мучные изделия. (Часть 1)

Традиционные хлеба у разных народов. Обрядовые мучные изделия. (Часть 1)

Традиционные хлеба у разных народов. Обрядовые мучные изделия. (Часть 1)Разные обычаи, традиции и природные условия, сорта муки, добавки в нее и печные устройства. Однако все народы стремились выпечь хлеб, который бы «таял во рту», был полезен для желудка и в то же время подольше сохранял бы свое качество. Хлебопеки различных времен и народов, опираясь на опыт своих предшественников, умели выпекать хлеб на все случаи жизни. Их рецепты и поныне используют любознательные хозяйки, кулинары-профессионалы, путешественники. Нередко также в старину делали вместо хлеба (или как добавку к нему) разнообразные и самые неожиданные по составу изделия из теста, мучные блюда. Их приготовление часто не представляет сложности даже для несведущего в кулинарии человека.

Обрядовые мучные изделия



Церковь в своих обрядах часто употребляет ритуальные хлебные булочки — просфоры просвирки. Православная церковь использует для просфор дрожжевое тесто, католики же причащаются «опресноками». Просвирки или кусочки их нередко сохраняют как обереги, считая, что они могут защитить от напастей и злых сил.

Нельзя представить весенний день Христового Воскресения без пасхального хлеба. На Украине его называют «лаской», «бабой», «папушником», у русских он повсеместно известен как «кулич». Куличи пеклись разных размеров и имели, как правило, высокую круглую форму. Наверху нередко формировали из теста крест, верх также помазывали глазурью, посыпали различным крашеным зерном. Продукты для праздничной выпечки кулича готовили всегда заранее. И даже в бесхлебные годы селяне стремились оставить для пасхальной традиционной выпечки лучшей муки, сохранить достаточное количество куриных яиц, сливочного и растительных масел, сахара и меда.

Смазанные маслом формы наполнялись не больше чем наполовину. Иногда стенки обкладываются белой бумагой, которая немного выступает над посудиной. Хлеб ставят в хорошо разогретую духовку и сразу уменьшают, огонь. Выпекают около часа. Готовность кулича можно проверить, проколов его тонкой спицей или деревянной палочкой. Если тесто к ним не прилипает, значит, хлеб готов. Когда он остынет, его вытягивают за бумагу и кладут на бок.

На Украине к Великдню в некоторых местностях, кроме куличей, готовили и другие пасхальные мучные изделия. «Мазурками» назывались пироги из теста, замешанного на большом количестве яиц. Тесто или тонко раскатывали на противне, украшая сухофруктами, или вливали в формы. «Соложеники» пекли из сладкого теста, начиняя различными сладостями.

С освященного кулича начинался пасхальный завтрак. Кулич, обложенный яйцами, как правило, стоял на столе около недели. Его верх, высушенный и сберегаемый в укромном месте, обладал, по утверждению старых людей, лечебными свойствами. Крошки от пасхального хлеба ни в> коем случае не выбрасывали, а сохраняли и раскидывали на ниве.

В посты выпекали оригинальные пресные хлебные изделия. В первый понедельник Великого поста (его на Украине кое-где называли «полоскозубом» — селяне собирались в корчме, чтобы выполоскать из зубов скоромное) пекли «жиляники» или «дужики» — пресные коржи на муке с водой. Ели их холодными, затвердевшими с хреном или редькой, запивая водой.

Коржи, которые пекли во время Спаса, назывались «шу-ликами». Селяне их ломали на куски и смешивали с тертым маком и медом. Тесто для шуликов делали постным и пресным.

«Спасениками» именовались пресные коржи, которые считались лучшим гостинцем в пост.

К церковным праздникам, что выпадали в пост, на Святки, поминки пекли «кныши» — ржаные хлебцы из муки тонкого помола. Из дрожжевого теста лепили небольшой хлебец, надрезали ложкой, смоченной растительным маслом, края, вытягивали их и загибали к середине хлеба, прижимая ложкой. Кныши иногда начиняли под «лепестками» жареным на масле луком, сырой квашеной капустой с маслом и луком.

Конечно же, самым распространенным видом обрядового хлеба считался каравай. И во время свадебного застолья, в после окончания жатвы этот большой, разнообразно украшенный ритуальный хлеб занимал почетное место на столе. Каравай выпекали обязательно из лучших, отобранных сортов муки, замес делали на молоке, яйцах, масле; верх хлеба украшали различными фигурками из теста. К выпечке каравая допускались лишь признанные и уважаемые всеми мастерицы - каравайницы, которые прославились в изготовлении не одного десятка ритуальных хлебов. Делили каравай за столом или раздавали его «на мир божий» старейшины или особо назначенные для этой процедуры сельчане.
Приятного аппетита!
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!


Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код:

АКТУАЛЬНО!
Самое вкусное
Популярная десятка рецептов:
Выбор редакции
Рейтинг@Mail.ru